Одну из наших постоянных рубрик «Привет, студент!» мы решили посвятить образованию и студенческим будням за рубежом. В каждой статье студенты из Кыргызстана будут делиться своими историями о жизни, о поступлении и в целом об учебном процессе за границей.

Так в первом материале Малика Сулайманова рассказывает об учебе в одной из старейших балетных школ мира, о сцене, Питере и главной жизненной цели. В 2017 году Малика получила диплом «Артист балета» в Бишкеском хореографическом училище. А затем отправилась в Санкт-Петербург обучаться на балетмейстера в Академии русского балета имени А. Вагановой.

Почему ты выбрала именно это учебное заведение?

Академия русского балета считается одним из самых престижных хореографических учреждений в мире. Серьезное решение поступить именно туда пришло ко мне в девятом классе, когда я обучалась на артиста балета в Бишкекском хореографическом училище. Большим плюсом в моих глазах было месторасположение академии. Я всегда мечтала пожить в Санкт-Петербурге — мне очень близки архитектура и история города. Для меня Академия Вагановой — некий культ, скопление культуры, искусства и уникальных творческих людей. Тогда в девятом классе все это было недосягаемой мечтой, на пути к которой лежало множество препятствий и сложностей. Сейчас могу уверенно заявить, что мой выбор и силы ушедшие на его осуществления полностью оправданы. Я знала, что если поступлю в АРБ, то получу колоссальное количество знаний не только от самой учебы, но и от людей. У каждого можно что-то взять, чему-то научиться, что-то перенять. Просто находясь в этом месте, у меня есть возможность впитывать атмосферу и наблюдать за реализацией чужого опыта на сцене. Пребывание в окружении мастеров своего дела, оснащенных в плане балета, творчества и работы, уже ведет к собственному развитию. Например, наш ректор Николай Цискаридзе, которого до этого я видела только на экранах телевизора, а сейчас могу запросто столкнуться с ним в коридоре.

 

Что повлияло на решение отправиться учиться за рубеж?

Мой папа всегда хотел, чтобы я получала образование за рубежом. Мы изначально обговаривали Россию, потому что балет здесь на высшем уровне. Многие в Бишкеке размышляют о том, чтобы уехать учиться за рубеж. Но прогресс в моей деятельности возможен именно за границей. Самосовершенствование в балете после окончания училища требовало отъезда и большой работы.

Когда возникло желание стать балетмейстером?

Я училась на первом курсе в Бишкекском хореографическом училище, когда Заслуженный артист КР балетмейстер Максат Сыдыков пригласил двух хореографов из США и Швейцарии, чтобы совместно поставить спектакль. То есть каждый из трех актов был построен разными балетмейстерами, раскрывающими свои истории. Я участвовала в постановках Маркуэта и Николь. Как раз таки они перевернули мое понимание того, как строится балет. По сценарию Маркуэта у меня была разговорная партия, благодаря которой мы проводили много времени в зале и общались. Несмотря на то, что у меня хромает английский, языковой барьер полностью отсутствовал. Он показал мне, что на сцене можно делать все, что хочешь. Мы можем рассказать зрителям историю без единого слова.

А как вообще пришла на сцену?

В 9 лет папа повел меня на спектакль “Жизель”, в котором как раз выступали приглашенные артисты из Санкт-Петербурга. Именно тогда я поняла, что хочу быть на сцене. Начала учебу на артиста балета в училище. Это невероятно круто заниматься делом, которое любишь всей душой. После окончания я поняла, что хочу дальше развиваться. Балетмейстерское мастерство дает возможность не только ставить собственные постановки, но и продолжать танцевать. Я без ума от сцены, танцев, людей, искусно владеющих своим телом, зрительской энергии. Всегда хотела ставить эстетически красивые номера, которые будут читаться зрителем. Если хореограф правильно выстроит постановку, установит коннект с артистами, публика все увидит и поймет. Также был вариант стать педагогом, но я не хотела останавливаться на обучении других, а максимально развить себя как хореографа. Возникают мысли, что было бы хорошо остаться артистом: выступать, ездить на гастроли или устроиться в театр и строить карьеру балерины.

Как проходил процесс поступления?

Я очень переживала из-за своего нешаблонного для балета внешнего вида: стрижка под мальчика, две татуировки. Все-таки АРБ — это классика. Поступление проходило через Российское посольство в КР: я сдавала экзамены по русскому языку, литературе, математике, истории балета. Затем отправила видео двух собственных постановок, нескольких спектаклей, в которых принимала участие, и классических движений на кафедру в Санкт-Петербурге. Ответ пришел во время летнего отдыха на Иссык-Куле. Буквально за пару недель мне пришлось распланировать вылет, проводы и ближайшую жизнь без родительской поддержки. В общем процесс поступления вместе с подготовкой номеров занял три месяца.

Расскажи об учебном процессе.

На первом курсе было обилие предметов, которых я не знала и к которым не была готова. Анализ клавира и партитуры, режиссура балета, анализ спектакля — все было в новинку. Первый семестр был тяжелым. Мне очень повезло с компетентным и тактичным матером. Он загрузил нас работой с первого месяца — никто и не обещал, что будет легко, поэтому все были более-менее готовы к такому объему. Но позже я привыкла и поняла на какие предметы стоит акцентировать больше внимания, времени и сил. Иногда у меня ощущение, что мы получаем дополнительное образование как музыковеды, театроведы, педагоги и даже немного юристы. Первый курс закончился хорошо, но я была не очень довольна результатом. Если ты доволен собой, значит остановился в развитии. Нахождение в постоянном поиске ведет к прогрессу. В начале семестра нам дается задание поставить определенное количество постановок. Мы сами выбираем идею, музыку, артистов и костюмы. Но при этом процесс постановок редактируется нашими мастерами. Они подсказывают, направляют тебя, шлифуют твой материал. Основная специальность на нашем курсе — мастерство. Не могу выделить лишним ни один предмет. Само собой, уровень преподавания тоже очень высокий. Бывает, что проводишь по пять часов в зале и не можешь поставить и минуты. А иногда за полчаса рождается целый номер. Подбор правильной музыки — это 70% успеха. Музыка — первый шаг, и если он будет сделан неправильно, двигаться будет некуда. Каждая твоя постановка должна быть лучше предыдущей. Повышение планки — это и есть процесс обучения.

Опиши учебный день.

Каждый день у нас пять пар, которые длятся с 9:30 утра до 18:30 вечера. После учебы мы остаемся в залах и либо репетируем готовые постановки, либо сочиняем что-то, будучи в поисках нового движений, новой идеи, возможности раскрыть свою мысль. Потом прихожу домой и практически сразу вырубаюсь от усталости.

Где ты живешь?

Недавно переехала в новое общежитие, построенное специально для педагогического факультета. В комнате мы живем по двое. Само общежитие представляет собой трехэтажное здание с отдельными кухнями и залами для репетиций. Некоторое время снимала квартиру вместе с подругами. Но так как с бюджетников взимается минимальная плата за проживание, решила переехать в общежитие.

Чем отличается жизнь в Санкт-Петербурге?

Абсолютно всем. Когда я приезжаю в Бишкек, то уделяю все свое время семье и друзьям. Бишкек — мой родной город, и это чувствуется во всем. Я понимаю, что если выйду куда-нибудь, то никогда не останусь одна. В Питере же чувствуешь себя никому не нужной, но это ничуть не расстраивает. Здесь все внимание направлено на саморазвитие и учебу. Иногда я выбираюсь на прогулки, исследую город, посещаю музеи и театры.

Довольна ли ты своей базой?

Определенно да. На самом деле, ее формирование происходит именно сейчас. У меня пока нет своего почерка и стиля. На построение стилистики большое влияние оказывают педагоги. К 3-4 курсы приходит понимание в каком направлении, тебе комфортнее и приятнее работать. Я знаю, что в будущем придется работать с артистами, которые тебе не очень нравятся, или с музыкой не по душе, — это называется профессионализмом. Самокритичность — неотъемлемая часть балетмейстера. На пути к самосовершенствованию каждый должен набить свои шишки и наступить на грабли.

Чувствовала ли ты разницу в подготовке с другими студентами?

Особой разницы в уровнях не было. Но половина нашего факультета уже успели поработать и набраться опыта. Я же ничего не знала о балетмейстерском мастерстве. Но уже к концу первого курса набралась, посмотрела, научилась. Сейчас не чувствую никакой разницы. Ко второму курсу ты уже знаешь, как работает система, в каком порядке ты будешь двигаться, что от тебя требуется. Если на первом ищешь в слепую, тыкая пальцем в небо, то на втором делаешь осознанно.

Сейчас я понимаю, какие усилия мне надо приложить для достижения своей цели.
Моя самая последняя мечта из двадцати трех — остаться в истории искусства. Звучит бредово, но я не хочу отказываться от нее. Сейчас много хореографов пытаются редактировать старые постановки, но лучше классических версий ничего нет. Я бы тоже хотела создать что-то в таком плане. Правильно поставленные задачи помогают достигнуть целей. Если ты неправильно выбрал учреждение и потратил впустую четыре года, то зачем? Время — самый невосполнимый ценный ресурс. Если упустишь момент, может быть поздно.