Малика Умарова и Диана Рахманова об арт-группе 705

Арт-группа 705 была образована в 2005 году на базе детского медиа-центра. С тех пор деятельность группы трансформировалась из перформансов на улице до арт-студии. Сейчас 705 — это коллектив молодых художников, работающих на стыке современного искусства, театра, уличного действия, анимации и кино. В мастерской периодически проходят встречи с художниками, спектакли, детские воркшопы, а также фестивали экспериментального кино. В открытой библиотеке 705 собраны материалы по современному искусству в Центральной Азии и литература по философии и теории современного искусства. Мы поговорили с участницами арт-группы Маликой Умаровой и Дианой Рахмановой о деятельности 705 и современном искусстве в Бишкеке.

Какая миссия у арт-группы 705?

Диана: Одной из целей 705 было создание художественной площадки, где можно узнавать что-то новое, включаться в культурную среду и чему-то учиться. К сожалению, в Бишкеке зачастую искусство воспринимают как способ развлечения. Большая часть молодежи от похода на мероприятие или выставку ожидает веселья. И если их ожидания не оправдываются, то значит это что-то не то. На самом деле искусство должно давать возможность для размышления и рефлексии, которые впоследствии раскрывают многие вещи с неоднозначной стороны.

Малика: Я вижу особенность процесса так: не всегда цель прописывается впереди действия. То есть не всегда можно четко сказать — моя миссия такая-то и такая-то. Порою есть интерес и желание, которые могут быть достаточно смутными, и в неопределенности которых рождаются интересные вещи. Часто это довольно неясный импульс, который хорошо ощущаешь, но он не формулируется четкими словами. Зато по окончанию действия можешь ответить на вопрос, а почему тебе это было интересно.

Если говорить об официальной миссии 705, когда мы все-таки вынуждены формально отвечать, то это интеграция искусства в повседневную жизнь как обеспечение базовой потребности.

А насколько у нас интересуются искусством и насколько оно нужно в жизни?

Малика: На самом деле у многих людей есть творческая энергия и потребность ее как-то реализовывать. Но не все это себе позволяют, не все осмысляют это таким образом, тем не менее — это важная психическая деятельность. В Бишкеке разные люди — кто-то совсем игнорирует искусство и воспринимает его как что-то дополнительное, а кому-то это близко, он интересуется и посещает культурные мероприятия.

Насколько аудитория вас поддерживает и насколько она постоянная?

Малика: У нас есть своя узнаваемая аудитория: люди, которые сами принимают участие в нашей деятельности, либо проявляют инициативу. Зачастую те, кто приходят впервые, остаются с нами надолго. Аудитория разная, но в большинстве, это активные молодые люди, которые, возможно, еще не совсем определились в жизни.

Как научиться понимать современное искусство?

Диана: Определенного рецепта нет. Для меня первый шаг к пониманию искусства — быть хотя бы открытым и осознавать, что оно может быть абсолютно разным. Я не считаю себя человеком, который может определять, что есть хорошее современное искусство, а что не очень. Если я не понимаю произведение, если оно не близко мне, это не делает его плохим. Я встречала и тех, кому может не нравиться работа по эстетике, следовательно она ничего не стоит.

Думаю, для понимания нужно стараться больше читать, знакомиться с произведениями, работами художников, посещать музеи и мероприятия — так можно найти то, что тебе действительно интересно и близко.

Малика: Я тоже не все понимаю. Каждый художник выражает себя по-своему, и кто-то найдет за что зацепиться в его работе, что позволит развернуть её смысл, но иногда это бывает не так просто сделать, а бывает, не знаешь контекст работы.

Есть ли какая-то особенность, читаемая в работах именно кыргызстанских художников?

Диана: В Кыргызстане своя культура, свой контекст. Мне кажется странным постоянно на кого-то ориентироваться, когда в стране много своего интересного. Я читаю в образах, которые видят художники, рефлексию по советскому времени. Современное искусство — не только о настоящем, для него также важна история, через которую мы попали в сегодняшние условия. То есть можно рассказывать о прошлом через настоящее.

У вас широкий спектр деятельности от постановок и выставок до исследований. Насколько сложно это в плане организации, и почему не выбрали более узкую специализацию?

Малика: Мы находимся в постоянном поиске, который выливается в разные формы. Нет чего-то абсолютно стабильного, к чему мы однажды пришли и решили остановиться лишь на этом.

Диана: Когда я присоединилась к 705 в 2012 году, ребята в основном занимались постановками, и сама группа была больше направлена на уличные перформансы и театр. Со временем мы начали смотреть на деятельность 705 шире. Новые формы появлялись плавно и постепенно разрастались. Работать в разных направлениях не столько сложнее, сколько интереснее, но остались ещё и те, кто воспринимает 705 как театр.

Как вы находите темы для исследований?

Диана: В данный момент мы не занимаемся конкретными исследованиями — это больше формат наших коллег — Лаборатории СИ. Наши исследования проходят рандомно и редко. Хотя весь блок по спектаклям, которые создает Марат, можно назвать исследованием. Он тщательно изучает каждую тему, многие постановки связаны с его личной жизнью, с политическим контекстом. В последней публикации “Территории” мы изучали, насколько наши власти имеют возможность предоставить помещение на обоюдных условиях. Темы рождаются исходя из того, что тебе близко и что тебя волнует на данный момент.

Малика: По-разному, зависит от того, в какой период существования группы это происходило. Когда-то было несколько исследований национальной кухни в регионах, было интересно залезть в эту сферу, потому что питание — одна из самых консервативных областей нашей жизни. Позже было исследование взаимоотношений между художниками и государственными институциями, проект назывался “Территории”, есть публикация у нас в библиотеке. Сейчас обратили внимание на историографию, если можно так сказать. У нас идет работа над материалами Баткенской войны. Наша участница — Дарина Манасбек — готовит спектакль на эту тему. Спектакль состоится во второй половине мая.

В принципе, любой проект я могу назвать исследованием, те же детские воркшопы, или театр, или любой другой, просто это не научное исследование, а скорее погружение в тему, открытие ее для себя.

Бишкек — творческий город?

Диана: Да. Но только Бишкеку не хватает поддержки со стороны государства. Нужно понимать, что искусство — это важная городская среда. Например, тот же Узбекистан, несмотря на многолетнюю тяжелую политическую ситуацию, стал более открытым культуре. Сейчас там можно получить бесплатное пространство для проведения культурных мероприятий, а в Бишкеке такой возможности пока нет.

У нашего города хороший потенциал, но некому этим заниматься, а некому, потому что не на что. Конечно, есть свободные инициативы, которые что-то организуют, но они тоже не систематические. Я понимаю, что у государства более функциональное мышление, но какая-то инициатива сверху тоже должна быть.

Планируете ли вы работать в регионах?

Малика: Я думаю, должны прийти местные герои, которые хорошо знают контекст и могут постоянно этим заниматься там, где они живут. Просто приехать и навязать что-то извне — не очень хороший сценарий. Сложность в том, что если местные яркие личности появятся, то им нужна будет своя местная среда художников, которая станет их поддержкой, первым зрителем, с которым они будут в диалоге.

Какие самые масштабные проекты вы можете выделить?

Малика: Меня смущает слово “масштабный”. Для нас масштаб мероприятия — это не цель или некая ценность. Может прийти много людей, но тем не менее не произойти движение мысли или эмоции для них. Все мероприятия очень важны для нас. Мы не стремимся произвести информационный шум, гораздо приоритетнее внутренние сдвиги.

Насколько востребовано современное искусство в Бишкеке?

Диана: Не так как за рубежом, но востребовано. Для нашей аудитории многое в современном искусстве не близко, кто-то смотрит через классическое представление о том, какое должно быть искусство. Но непонимание — не повод останавливаться. Таким образом ты заведомо лишаешь людей возможности со временем прийти к этому пониманию.

Существуют ли тренды в современном искусстве?

Малика: Я не знаю точно, как ответить. Если имеются ввиду тенденции, то, наверное, где-то есть тенденции к большей определенности, организованности. То есть может быть, у кого-то складывается  ощущение, что есть правила, по которым можно действовать, чтобы создавать свое искусство. Ну мне хотелось бы верить, что помимо этого есть еще поле и для неясности.

Как можно привлечь внимание к искусству? Как можно воздействовать на людей и нужно ли вообще?

Диана: Искусство — такое направление, где ты не всегда можешь говорить конкретными итогами по окончанию определенного мероприятия. Это долгий процесс. Для меня является результатом то, что человек пришел на выставку. Самое главное — это процесс мышления, когда человек задумывается, а что это вообще такое. Бывает, люди начинают резко болезненно реагировать и критиковать. Любая реакция, импульс и попытки разобраться — это хорошо. К сожалению, даже в наше время мы сталкиваемся со страшными событиями, которые никуда не лезут. Искусство же расширяет кругозор, развивает мышление и учит видеть вещи неоднозначно. Это важный навык, приобретя который, мы бы жили лучше.

Как вы готовитесь к проектам?

Диана: У нас есть примерный план на год, но в ходе работы многое меняется и подключается дополнительная деятельность. Каждую среду все участники 705 собираются вместе и обсуждают текущие и будущие проекты. За каждым направлением закреплен фасилитатор, но при организации ивента все равно все участвуют и помогают друг другу.

Малика: В 705 бывало трудно сказать, какая именно твоя функция здесь или там. Но со временем у нас выкристаллизовались поля ответственностей, каждый несет бОльшую ответственность за свою сферу. Но мы все равно вовлечены в мероприятия друг друга, где-то больше, где-то меньше, и есть некое общее поле размышлений, тематика, перетекающая из одного мероприятия в другое. Ну и болеем в целом за все свои события.

Кроме того, при подготовке мероприятия мы все делаем сами, проходим полный цикл работы, можем обратиться за помощью к друзьям, знакомым, тем не менее во всех этапах мы участвуем, т.е. нет жесткой специализации. Это и трудно, но это же и плюс, хорошо знать, как все делается вплоть до ручной работы, вплоть до забивания гвоздя.

Должно ли искусство быть бесплатным? Планируете ли вы работать на коммерческой основе?

Диана: Мы постоянно обсуждаем эту тему, потому что именно так впоследствии могли бы прийти к стабильности. Лично я считаю, что Кыргызстану очень долго идти к тому, чтобы культура самоокупала себя. Наше общество привыкло к тому, что все должно быть доступным и бесплатным.

Когда мы планируем продать какую-то публикацию, мы обращаем внимание на то, что она была большинству доступна по цене. Ценообразование — очень щепетильный момент, не каждый может себе позволить купить печатную продукцию за 200 сомов. Кто-то выживает на них неделю, и это не повод не пускать человека на мероприятие. Когда я была по программе в Берлине, заметила, что у них на любом мероприятии продаются брошюры. Там — это считается нормой. В наших условиях не получается вернуть даже 50% затраченных средств на публикацию, не говоря уже о силах потраченных со стороны художника. В скором времени планируем запустить магазин товаров наших художников.

Малика: Благодаря тому, что у нас сейчас есть такая возможность, вход на мероприятия свободный. В этом вопросе нет одной точки зрения. С одной стороны считается, что ты должен заплатить, чтобы реально ощутить ценность вложенной работы, потому что ничего бесплатного нет. С другой стороны, есть люди, которые не могут себе в принципе позволить заплатить, а хочется, чтобы они приходили.

У меня лично есть какая-то сложность с тем, чтобы делать вход платным, появляется дополнительный прессинг, а мне хочется сосредоточиться на содержании мероприятия, скажем, а не на том, чтобы он соответствовал ожиданию после оплаты билета.


5/5 (1 Review)

Что вы думаете о статье? Вверх или вниз

0 points
Upvote Downvote
Аватар

Автор статьи Кафана Сеитова

Ваджима о том, как запустить собственный бренд одежды в 18 лет

Ати Шамиева о фотографии, Москве и вдохновении