in ,

Высшее творчество — кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Студенты творческих специальностей о том, как определялись с профессией, учебных буднях, перспективах на работу и зачем им нужно высшее образование.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Сабина, актриса, выпускница школы-студии при Русском театре драмы им. Ч. Айтматова, 21 год

Нам хочется творить и создавать — по-другому в жизни уже не получается. Я знакома со многими актерами, которые бросали творчество, уходили из театра и кино, но в конце концов все равно возвращались. В детстве я была стеснительной, не припомню, чтобы у меня проявлялись актерские жилки — по крайней мере вставать на стул и зачитывать стихи перед полным залом родственников желания точно не было. Возможно, на выбор профессии повлияли творческие гены предков — прадедушка был режиссером-драматургом, прабабушка балериной, а дедушка художником. Самое интересное в актерстве — постоянно учиться чему-то новому. В октябре мы ставили спектакль с итальянским режиссером Андреа Бенальо — обмен опытом с европейской школой бесценен. Все роли оставляют свой эмоциональный след в тебе, а режиссер вытаскивает из твоего нутра то, на что ты думал неспособен.

На учебе порой мы были как дети: баловались, игрались. Интересно проходили занятия по сценическому движению, которые преподавал нам Заслуженный артист Кыргызстана Болот Тентимышев. Между тем, как мы делали физические упражнения, он рассказывал нам притчи, порой мы даже медитировали. Уроки актерского мастерства проходили не менее весело, мы могли позволить себе кривляния всякого рода, вне рамок. Все вкладывали в эти занятия всю душу и огромное количество энергии. Истощались настолько, что засыпали в маршрутке по пути домой. Курс закончили только четыре человека. Кто-то остался работать в театре, кто решил продолжить обучение в России. Я тоже думала после 11 класса уехать в Москву, но не успела подать документы. А в этом году заканчиваю факультет культурологии в КРСУ. За это время встретила много замечательных людей и преподавателей, приоткрыла завесу новых сфер, где можно развить свой потенциал. Не жалею, что стану специалистом-культурологом. Эта профессия позволяет работать в направлении арт-менеджмента, туристической сферы.

Культура в нашей стране слабо развита. У нас не хватает людей, которые работают в организационном плане. Скажем, художники-то никогда не перестают творить, они замечают, как блестит солнышко, как лежит листик на асфальте, и берут это за основу своих работ. Не хватает специалистов именно в арт-менеджменте — тех, которые направляют творческих личностей и создают обратную связь с аудиторией.

Театр тоже надо продвигать в массы — вот еще пример работы арт-менеджера. Наполняемость театральных залов меняется от случая к случаю. Когда зал полный, тебя захватывает эйфория, ты не замечаешь усталости, а выйдя за кулисы появляется желание сыграть еще раз.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Разница между театром и кино?

В кино можно переснять дубль, скрыть какие-то недочеты за эффектами. Если актер не доиграл, не вытянул голосом, то всегда есть возможность перезаписать и переснять. В театре, если ты споткнулся, то ты споткнулся. Думаю, на сцене больше возможностей раскрыться, потому что театр — это дом для актера, а кино — дело случая.

Считаешь ли ты важным получать высшее образование в своей сфере?

Конечно, мне студийное образование не дало ту полноту знаний. Нас обучили азам, но в двухгодичную программу не вместить всех тех знаний, которые нужны актеру.

Важна ли тебе слава?

Популярность — это плод того, что ты делаешь. Не скрываю, что хочется быть узнаваемой, но это не главная цель.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Творческая работа — ремесло или искусство?

Ремесло — это освоение навыков, а искусство, когда ты умеешь переплести эти навыки, как никто другой не может.

Возможно ли стать актером без субъективного таланта?

Если надеяться только на талант и бездействовать, то в итоге найдется тот, кто сделает лучше. Вопрос лишь в том, что приобретение навыков у всех занимает разное количество времени.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Поиск работы “по связям” — как думаешь, работает ли это в данной сфере?

В киносфере есть много нюансов, но сейчас зачастую снимают не профессиональных актеров, а просто молодых людей, мечтающих попасть в кино, которые подошли по типажу. Естественно, они готовы на любой гонорар. Практикующие же актеры находятся в постоянном режиме самосовершенствования, требующего времени и вложений. Этим самым непрофессиональные актеры балуют режиссеров и продюсеров. Такие же гонорары они предлагают в дальнейшем и актерам театра. Это большая проблема в нашей стране. Подобный труд еще не научились оценивать объективно. Я часто общаюсь с киноактерами — многие выбирают проект исходя из команды. Могут отдать предпочтения малобюджетным проектам, если команда им по душе. Есть такое понятие как безысходность, когда актеры соглашаются играть в низкосортных комедиях, скетч шоу и рекламе, только потому что в конкретный период жизни им необходим заработок.

Кино у нас не прекратит развиваться, так как сейчас много молодых перспективных режиссеров с интересным мировоззрением. В перспективе они могут снимать хорошие авторские фильмы. Если говорить о театре, то время покажет. Но, думаю, театр останется живым даже в случае катастроф мирового масштаба и исчезновении благ цивилизации.

Кыргызстанскую  публику театр и кино привлекают как искусство или как развлечение?

Больше как искусство — у театра свой зритель. В кино люди отчетливее делятся. Есть определенная группа людей, для которых кино это тоже искусство. Они осознанно выбирают картину и анализируют ее, а не идут на все подряд. А есть те, кто идет только развлекаться. В последнее время люди гонятся за тем, что попроще и повеселее. Мало кто хочет нагружать себя еще и фильмами.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Даниэль, студент режиссуры Кыргызского Государственного Университета культуры и искусств им Б. Бейшеналиевой, 19 лет

Я учусь на факультете режиссуры. С детства увлекаюсь кино, а в старших классах это увлечение переросло в серьезную любовь. Было огромное желание снимать собственные картины, но, как подступиться к этому, я понятия не имел. Честно говоря, был банальный страх, но со временем мне стали помогать друзья, по чуть-чуть обучали монтажу. Изначально собирался поступать в КРСУ, но за день до сдачи документов мне позвонила знакомая и рассказала об Университете культуры и искусств. При творческих ВУЗах есть мастерские, где студентов обучают мастера. Абитуриенты проходят собеседование с одним их них, но выглядит это больше как групповой диалог. Хотя я не знал своего мастера как режиссера и никогда не слышал о его работах, мы мило поболтали. Он ищет людей с творческой жилкой и желанием снимать высококлассное кино. Из вступительных испытаний — заполнение анкеты, представление своего портрета и сдача общеобразовательных экзаменов. За рубежом поступающих на творческие профессии обычно просят предоставить портфолио или выполнить творческое задание — у нас такого не было. Наш университет далеко не идеальный, но в принципе я доволен своим выбором.

Режиссер — это человек, который воплощает то, что происходит в его голове. Мне близок жанр психологических драм. Хотел бы снимать андеграундное кино. Меня вдохновляет сам процесс съемок — чем больше снимаешь, тем больше вдохновляешься. Главная проблема — это найти аудиторию, которая правильно поймет посыл твоего произведения.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Считаешь ли ты важным получать высшее образование в своей сфере?

Смотря, где ты учишься. Скажем, ВГИК несомненно стоит и времени, и денег. У нас в стране с этим туго. Думаю, некоторые профессии можно освоить самостоятельно — на практике, изучая информацию в интернете. Режиссер должен уметь мыслить образно. Коммерческому режиссеру нужны одни навыки, режиссеру арт-хауса — другие. Думаю, каждый режиссер должен попробовать себя в разных ролях на съемочной площадке. Я пока успел поработать художником-постановщиком и оператором.

Ориентируешься ли ты на чье-нибудь творчество?

Я оцениваю картину. Бывает, что мне нравится стилистика, но я не следую слепо ни за кем.

Творческая работа — ремесло или искусство?

Кино — искусство.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Насколько важен талант в вашей сфере?

Талант мне не особо понятен. Это больше о любви и страсти к делу, которую ты далее трансформируешь в искусство.

Поиск работы “по связям” — как думаешь, работает ли это в данной сфере?

Да, но не в таком плане, когда приходит внучок заслуженного артиста СССР и его только из-за этого задействуют в картине, а в плане, что какое-то комьюнити играет немаловажную роль в продвижении твоей карьеры. Круг творческих людей в Бишкеке не такой большой, поэтому важно в нем находиться, чтобы быть в курсе новостей.

Как найти свою стилистику?

Не затыкать свой голос и делать, то что он говорит.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Самуэль, студент операторского мастерства Кыргызского Государственного Университета культуры и искусств им Б. Бейшеналиевой, 19 лет

В 8 классе мы гуляли с другом по городу. Пошёл дождь, из-за которого нам пришлось укрыться в многоэтажке, и пока пережидали, от скуки наснимали несколько видео на телефон. Через пару дней друг показал мне минифильм из этих кадров. Я очень удивился результату и загорелся идеей придумать что-то свое и создать историю. Сейчас пробую себя в разных направлениях съемки. До этого снимал документальные видео, участвовал в художественной короткометражке. Мне интересен сам процесс создания видео, но в будущем, конечно, хотел бы работать над полнометражными фильмами. Киношники часто советуют смотреть больше фильмов для вдохновения, но это требует времени. Меня всегда вдохновляли компьютерные игры и музыка. Как-то даже начал набрасывать сценарий по одной страшилке. Самое главное — начать снимать и не забрасывать. Можно даже на телефон или простую камеру. Возможно, технически не вытащишь, но если сможешь раскрыть идею творчески, техника со временем придет.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Считаешь ли ты важным получать высшее образование по своей специальности?

Раньше бы я ответил, что вообще не надо. Но чем большим багажом знаний ты обладаешь, тем круче у тебя получаются кадры. Учеба толком ничего тебе не даст, если ты сам этого не захочешь. Цель нашего университета скорее собрать вместе заинтересованных в творчестве ребят, чтобы они познакомились друг с другом и сообща начали что-то делать. А задача преподавателей помогать советами и направлять в нужное русло. Если честно, я не очень часто хожу в университет. Мне больше интересно изучать дело на практике. Один из плюсов учебы — нам много рассказывают о советском кино. Отличная возможность проанализировать практику прошлого и лично обсудить ее с людьми, участвовавшими в ее создании. К современному кино преподаватели не очень хорошо относятся и даже, наверное, не совсем ознакомлены с продвинутыми кино технологиями. Они еще немножко в Советском Союзе. То есть основы-то знают, но не детали и новые фичи. На вступительных экзаменах нам необходимо было сделать 20 фотографий в разных жанрах — именно в тот момент осознал, что не умею фотографировать.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Операторство — ремесло или искусство?

Существуют ассистенты-операторы, механики-операторы, операторы-постановщики. Есть люди, задача которых — настраивать камеры, чистить объективы. В этом случае их работа — ремесло. А есть постановщики, которые должны увидеть кадр, ракурс, понять композицию и передать зрителям видение через картинку. Тогда это искусство.

Насколько важен талант в вашей сфере?

По крайней мере он имеет значение. Операторский талант аналогичен фотографическому. Если у тебя выходят хорошие фотографии, то и планы в фильме будут классные. У меня есть друг, который мало снимает, но у него всегда получаются отличные кадры. У меня это не получается, приходится много работать. Но если ты не обладаешь талантом, это не критично. По-любому вы все идете к одной точке.

Насколько перспективно операторство?

Не знаю насчет работы в кинематографе Кыргызстана, но оператор с наработанной клиентской базой может заработать неплохие деньги. Другое дело, если хочешь снимать что-то свое, то нужно забить на тот фактор, что финансово можешь получить ничего.

Высшее творчество - кто учится на актеров, режиссеров и операторов в Кыргызстане.

Какими творческими навыками должен обладать оператор?

Богатым воображением, неплохо бы иметь художественные навыки типа рисования. Рисование учит пониманию композиции. Лучшие операторы — это лучшие фотографы. Поставьте на паузу любой фильм с хорошей операторской работой и увидите красивую картинку.

Интересует ли кино наше общество как искусство?

У нас много окупаемого шлака. Скажем, комедии — интересный жанр, но в последнее время его до надоедания много. И у нас его снимают не на грани искусства, а лишь бы заработать. Надо понимать, что ту же рекламу можно грамотно интегрировать в фильм, при этом не убивая его сущность и идею.

Должен ли обладать оператор собственной стилистикой?

Да, в начале пути ты много экспериментируешь, копируешь разные стили, которые потом сливаются в твой индивидуальный. Я поклонник хорроров, поэтому мои кадры получаются немного нагнетающими, даже когда не хочу этого специально.

Что самое интересное в процессе работы?

Фантазировать, придумывать кадры, разбираться с техникой, выставлять кадр, заниматься цветокоррекцией и монтажом, взаимодействовать с командой.

Кто больше создает итоговую картинку: режиссер или оператор?

Я бы сказал, что беспроигрышный вариант — их совместная работа. Если между оператором и режиссером остаются нерешенные конфликты, получается что-то плохое. Совместное понимание результата и решение проблем, которые ставятся между режиссером и оператором, — и есть итоговая стилистика и картинка.

Автор статьи peoplekg

Тонкости профессии: диджей

Сексуальность есть в каждом