in ,

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

Лаборатория СИ — это бишкекский художественный коллектив, деятельность которого направлена на организацию исследовательских экспозиций, выставок современного искусства, проведение художественных и социальных исследований, мультимедийных проектов и рассказ визуальных историй. Мы поговорили с художницей Дианой Ухиной и художником Джошиком Мурзахметовым о жизни и проектах Лаборатории СИ.  

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

Об идее

В 2014 году мы как художники исследовали городские пространства в рамках проекта “фотодрейф”. Это была неформальная прогулка, у которой есть начало, но нет конца. Мы передвигались по Бишкеку, как подсказывал ландшафт, а посредством фотографии фиксировали свое присутствие и по-новому открывали для себя город. Всегда есть точка А, которая ведет к точке Б, но  зачастую процесс самого передвижения остается вне нашего внимания. Мы осваивали городские пространства, которые обычно не входят в наш будничный маршрут.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

После этого опыта проект трансформировался в организацию, и начался долгий процесс понимания себя. Наша текущая деятельность определяет нашу идентичность. Мы глубоко работаем с каждой темой, поэтому процесс и междисциплинарное отношение — важные части организации. Теперь мы все больше называемся художественным коллективом “Лаборатория СИ”. Опять же “СИ” — плавающая идентичность. Это может быть и современное искусство, и ситуационистский интернационал, и самиздат, и социальные исследования.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

Кстати, говоря о вашей деятельности, чем вы еще занимаетесь?

Диана: В последний год, помимо художественных исследований, внедряем социологические. Поэтому в работах необходимо указывать художественное исследование это или академическое. В процессе оно может видоизменяться в зависимости от людей и обстоятельств. А вот именно художественный подход позволяет иметь большее поле для импровизации, потому что это про процесс и столкновение с ситуациями, временем, пространством, людьми, которые становятся равными акторами исследования.

Джошик: Одна из важных частей Лаборатории СИ — это кино. Мы снимаем сами и любим обсуждать другие работы. Важно понять посыл фильма, его социальные, культурные основания. Этот проект называется «И ТО КИНО». Если раньше мы делали итоговый показ авторских короткометражных фильмов Кыргызстана, то сейчас фокусируемся на мастерских, которые это кино и делают. То есть ищем ответы на вопросы: для чего снимают определенный фильм, какие процессы проходят внутри съемок и подготовки, с какими содержательными и визуальными линиями работают и т.п.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

То есть вы развиваете эти темы, но сами не снимаете?

Диана: Творческая группа 705 проводят фестиваль экспериментального кино «Олгон-Хорхон», в котором Джошик всегда принимает участие. В рамках нашей деятельности был проект “Интерплэй”, где мы снимали короткометражки. В «И ТО КИНО» сейчас развились два направления: показ фильмов с общей повесткой, которые отбираются в течение года, и “мастерская”. Это несколько пространств, в которых режиссеры и режиссерки формируют вокруг себя определенный дискурс, таким образом выявляется определенная тенденция кыргызского кино.

Джошик: Логика кинопроизводства может формироваться не только в рамках учебных заведений и фестивалей, но даже внутри социальных сетей. Ведь мы живем в век, когда у всех есть смартфоны, у всех есть профайлы, где мы можем создавать логику кинокартины.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

Как работает кураторство в Лаборатории СИ?

Диана: Мы занимаемся формированием повестки нашей деятельности, всей программой. Но при этом оно построено, так сказать, «концептуально». Есть определенная логика, которую мы вырабатываем, и в рамках которой любое наше действие согласовано. Если говорить о кураторстве в рамках выставки и кинопоказов, то выстраиваются определенные линии. Это нужно для того, чтобы не стоять на месте. Ты можешь сформировать определенную рамку и двигаться внутри нее, повторять и развивать, учитывать контекст этой рамки. Кураторство является этим нашим движением вперед, но это же можно сказать про художественную практику. Это каждый твой шаг с целью произвести новые категории и при этом очень четко выстроить связь между рабочими компонентами.

Четкое определение кураторства под вопросом. Используя разные медиумы, мы, конечно, можем называться кураторами, но в целом мы художественный коллектив. Это все взаимосвязано. Если говорить о кураторстве, то это затрагивает и менеджерские решения, и логистические задачи и много других функций.

Сложно ответить на вопрос: “Кто ты в Лаборатории СИ?”. Вроде и художница, и исследовательница, но в то же время и та самая кураторка. Нам сложно помещать себя в определенные категории, потому что наша работа связана со всем процессом от начала до конца.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

Об исследованиях

Джошик: Например, документальный проект “Интерплэй” — это три истории в виде лонгридов и короткометражных фильмов о трех городах Чуйской области. Поскольку мы фокусировались на сфере культуры, то объектами интереса стали, в большей степени, дома культуры в этих городах. Я был режиссером в городе Кара-Балта. Для меня это было стрессовым, но интересным событием, которое определило представление о регионах в целом. Каинды, например, стал болезненным для восприятия пространством за пределами Бишкека, которое формирует представление об экономической жизни Кыргызстана. И, когда мы говорим о культуре, экономике, политике, представляем только Бишкек. Остальное остается белым пятном. Отдаленные районы живут своими автономными процессами. “Интерплэй” стал попыткой взглянуть и оттянуть это белое пятно. К концу проекта мы пришли к выводу, что советская культура оставила сильный след на нашем восприятии. Все, что мы видим, — это гибрид, но советская часть все-таки доминирующая.

В общем, исследования позволяют иметь основу для движения. Любое наше действие сопряжено с углублением.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

Как изменилось ваше восприятие в связи с проектом “Интерплэй”?

Диана: Произошла очень сильная фрустрация. В Каинды я занималась интервьюированием и текстовой работой. Если честно, в начале не совсем понимала, куда надо двигаться. Важно уточнить, что это не только наш проект. Это общая работа всех задействованных людей и самого пространства. Потому что, окажись мы не в то время и не в том месте, всего этого бы не было. Конкретная ситуация и время сложили конечный результат.

Джошик: Мы, как люди, работающие в сфере культуры, хотели понять и показать другим, что скрывается в культуре вне Бишкека.  

Если говорить о художественном исследовательском подходе, то хорошим примером служит наш проект “История искусства Советской Киргизии”, который вылился в исследовательскую выставку «Прием Прием». В течении 4 месяцев мы изучали материалы об искусстве Советской Киргизии в контексте мирового искусства, связанных с экономической, политической и культурной ситуациями. Совместно с участниками и участницами проекта был подготовлен таймлайн «История искусства Советской Киргизии».

Диана: В итоге этот опыт вылился в художественный жест в форме коллективного коллажа из образов работ художниц и художников Советской Киргизии на проекторе. Каждый участник и каждая участница выбрали, что им нравится, и в итоге мы предложили разорвать этот образ. Каково понять неоднозначность близких тебе вещей? Нам хотелось раскрыть эту неоднозначность. Даже копии было очень сложно рвать. Этот жест вылился из всего процесса проведения этого проекта, потому что изначально такой идеи не было.

Проект влияет на тебя, начиная от идейной части и заканчивая человеческими связями. Я столкнулась с травматической ситуацией в Каинды. Одна из местных жительниц, работница библиотеки, помогала нам выстраивать коммуникацию с жителями. У нее самой мы не успели взять интервью — она заболела. А во время показа фильмов всем участникам, через 3 месяца после съемок, выяснилось, что эта женщина умерла. Это один из примеров столкновения с процессами трансформации не только на уровне идей, но и на уровне отношений. Понимание того, насколько важно, вступить с кем-то в коммуникацию, чтобы она не прошла мимо тебя.

Диана Ухина и Джошик Мурзахметов о жизни и проектах Лаборатории СИ

О ментальных картах

Диана: Поскольку мы разрабатывали ментальные карты со стороны психогеографии и искусства, в нашем случае были определенные параметры. Впервые их опробовали в школе Прикладной урбанистики, проводившейся в Бишкеке Городскими инициативами. Уже в нашей Лаборатории городских исследований в Оше, было очень интересно, как сами жители Оша, участники и участницы проекта, видят свой город. Потому что восприятие местных жителей может сильно разниться по сравнению с восприятием иногородних. Соответственно надо было проделать определенные шаги. Именно поэтому подобную практику в виде дрейфа мы начали практиковать в Бишкеке — городе, который мы хорошо знаем. Но опять-таки у каждого свое представление об одном и том же месте.

Чаще всего в городе ты из точки А перемещаешься в точку Б и по пути встречаешь знакомые места. Для нас было важно выйти за рамки привычного и не выстраивать определенный маршрут. Тогда само пространство диктует тебе, куда двигаться. Этот опыт будет неразрывно связан с ментальными картами, которые формируют определенный образ. И, если брать Ош, то это не только Сулайман-Тоо, но и знакомые ошанам места и закоулки. Практика дрейфа и ментальные карты настроены именно на это.

Например, чем более масштабный город и разнообразнее группы людей, тем более гетерогенней будет карта. Редко, когда карты накладываются друг на друга. Только в каком-то проценте они совпадут в большом городе. В рамках ментальных карт, созданных участницами и участниками программы, в Оше 70 % пересечений, а в Алмате только 10 %. Особенно интересно обозначать границы города. У всех они свои в зависимости от привычного образа передвижения. Чем больше мы дрейфуем, тем больше и усложненней становится город для нас.

Какие острые темы вы поднимали через свои работы? И что вы хотите донести через них?

Диана: Одно из намерений нашей деятельности — это распознавание мира, но не через сформированные каналы или нарративы, а через опыт столкновения с этим пространством. В том числе выстраивание своих отношений с этим миром. Искусство позволяет расширять человеческие возможности и коммуникации, учит понимать неоднозначности и формирует видения. Мир вокруг нас —  это определенная сформированная реальность, которую мы воспринимаем как должное. Искусство дает возможность задать вопросы и преодолеть это пространство, насколько ты сможешь.

Джошик: Для меня это сложный вопрос. Я не могу выделить один определенный проект. В первую очередь, это то, как ты в этом мире живешь, как используешь медиумы, что значит для тебя искусство и как оно на тебя влияет.

О трудностях

Сложности бывают разные: от внутренних фрустраций до материальных возможностей. Реализация проектов зависит от материального мира и его ограниченности, например, многое упирается в бюджет. Ведь хочется чего-то масштабного, чтобы создавать коллаборации. Все остальное это дело менеджмента, который мы стараемся развивать

О вдохновении

Диана: Наши разговоры и дискуссии становятся источником вдохновения. У нас нет четкого времени или расписания, по которым мы вдохновляемся. Можно сидеть работать, и в какой то момент кто-то придет и расскажет что-то интересное.

Дискуссионный момент — это среда, в которой мы обсуждаем искусство. Иногда ты сама можешь стать источником вдохновения или темы смерти, любви, тоски. Лично меня очень вдохновляют медитации. Но самое главное то, что мы можем начать обсуждать это друг с другом.

Джошик: Наши впечатления от различных ситуаций, как например, ситуационистский интернационал. Среда может влиять на тебя так же, как и ты на среду. Мы можем вдохновиться каждый сам по себе: йогой, бегом или просто созерцанием потолка. Но при этом, именно в обсуждении рождается вдохновение, а вместе с ним и фрустрация. Самое главное для нас — это говорить друг с другом.

Автор статьи peoplekg

Как прошел фототур по Кыргызстану от National Geographic

Что такое «хюгге» и как практиковать уютный образ жизни в Кыргызстане?