in

Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Одну из наших постоянных рубрик «Привет, студент!» мы решили посвятить образованию и студенческим будням за рубежом. В каждой статье студенты из Кыргызстана будут делиться своими историями о жизни, о поступлении и в целом об учебном процессе за границей.

Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Привет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. Вагановой

Так в первом материале Малика Сулайманова рассказывает об учебе в одной из старейших балетных школ мира, о сцене, Питере и главной жизненной цели. В 2017 году Малика получила диплом «Артист балета» в Бишкеском хореографическом училище. А затем отправилась в Санкт-Петербург обучаться на балетмейстера в Академии русского балета имени А. Вагановой.

Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Почему ты выбрала именно это учебное заведение?

Академия русского балета считается одним из самых престижных хореографических учреждений в мире. Серьезное решение поступить именно туда пришло ко мне в девятом классе, когда я обучалась на артиста балета в Бишкекском хореографическом училище. Большим плюсом в моих глазах было месторасположение академии. Я всегда мечтала пожить в Санкт-Петербурге — мне очень близки архитектура и история города. Для меня Академия Вагановой — некий культ, скопление культуры, искусства и уникальных творческих людей. Тогда в девятом классе все это было недосягаемой мечтой, на пути к которой лежало множество препятствий и сложностей. Сейчас могу уверенно заявить, что мой выбор и силы ушедшие на его осуществления полностью оправданы. Я знала, что если поступлю в АРБ, то получу колоссальное количество знаний не только от самой учебы, но и от людей. У каждого можно что-то взять, чему-то научиться, что-то перенять. Просто находясь в этом месте, у меня есть возможность впитывать атмосферу и наблюдать за реализацией чужого опыта на сцене. Пребывание в окружении мастеров своего дела, оснащенных в плане балета, творчества и работы, уже ведет к собственному развитию. Например, наш ректор Николай Цискаридзе, которого до этого я видела только на экранах телевизора, а сейчас могу запросто столкнуться с ним в коридоре.

Привет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. Вагановой Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Что повлияло на решение отправиться учиться за рубеж?

Мой папа всегда хотел, чтобы я получала образование за рубежом. Мы изначально обговаривали Россию, потому что балет здесь на высшем уровне. Многие в Бишкеке размышляют о том, чтобы уехать учиться за рубеж. Но прогресс в моей деятельности возможен именно за границей. Самосовершенствование в балете после окончания училища требовало отъезда и большой работы.

Когда возникло желание стать балетмейстером?

Я училась на первом курсе в Бишкекском хореографическом училище, когда Заслуженный артист КР балетмейстер Максат Сыдыков пригласил двух хореографов из США и Швейцарии, чтобы совместно поставить спектакль. То есть каждый из трех актов был построен разными балетмейстерами, раскрывающими свои истории. Я участвовала в постановках Маркуэта и Николь. Как раз таки они перевернули мое понимание того, как строится балет. По сценарию Маркуэта у меня была разговорная партия, благодаря которой мы проводили много времени в зале и общались. Несмотря на то, что у меня хромает английский, языковой барьер полностью отсутствовал. Он показал мне, что на сцене можно делать все, что хочешь. Мы можем рассказать зрителям историю без единого слова.

Привет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. Вагановой

А как вообще пришла на сцену?

В 9 лет папа повел меня на спектакль “Жизель”, в котором как раз выступали приглашенные артисты из Санкт-Петербурга. Именно тогда я поняла, что хочу быть на сцене. Начала учебу на артиста балета в училище. Это невероятно круто заниматься делом, которое любишь всей душой. После окончания я поняла, что хочу дальше развиваться. Балетмейстерское мастерство дает возможность не только ставить собственные постановки, но и продолжать танцевать. Я без ума от сцены, танцев, людей, искусно владеющих своим телом, зрительской энергии. Всегда хотела ставить эстетически красивые номера, которые будут читаться зрителем. Если хореограф правильно выстроит постановку, установит коннект с артистами, публика все увидит и поймет. Также был вариант стать педагогом, но я не хотела останавливаться на обучении других, а максимально развить себя как хореографа. Возникают мысли, что было бы хорошо остаться артистом: выступать, ездить на гастроли или устроиться в театр и строить карьеру балерины.

Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Как проходил процесс поступления?

Я очень переживала из-за своего нешаблонного для балета внешнего вида: стрижка под мальчика, две татуировки. Все-таки АРБ — это классика. Поступление проходило через Российское посольство в КР: я сдавала экзамены по русскому языку, литературе, математике, истории балета. Затем отправила видео двух собственных постановок, нескольких спектаклей, в которых принимала участие, и классических движений на кафедру в Санкт-Петербурге. Ответ пришел во время летнего отдыха на Иссык-Куле. Буквально за пару недель мне пришлось распланировать вылет, проводы и ближайшую жизнь без родительской поддержки. В общем процесс поступления вместе с подготовкой номеров занял три месяца.

Привет из Академии русского балета им. Вагановой Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Расскажи об учебном процессе.

На первом курсе было обилие предметов, которых я не знала и к которым не была готова. Анализ клавира и партитуры, режиссура балета, анализ спектакля — все было в новинку. Первый семестр был тяжелым. Мне очень повезло с компетентным и тактичным матером. Он загрузил нас работой с первого месяца — никто и не обещал, что будет легко, поэтому все были более-менее готовы к такому объему. Но позже я привыкла и поняла на какие предметы стоит акцентировать больше внимания, времени и сил. Иногда у меня ощущение, что мы получаем дополнительное образование как музыковеды, театроведы, педагоги и даже немного юристы. Первый курс закончился хорошо, но я была не очень довольна результатом. Если ты доволен собой, значит остановился в развитии. Нахождение в постоянном поиске ведет к прогрессу. В начале семестра нам дается задание поставить определенное количество постановок. Мы сами выбираем идею, музыку, артистов и костюмы. Но при этом процесс постановок редактируется нашими мастерами. Они подсказывают, направляют тебя, шлифуют твой материал. Основная специальность на нашем курсе — мастерство. Не могу выделить лишним ни один предмет. Само собой, уровень преподавания тоже очень высокий. Бывает, что проводишь по пять часов в зале и не можешь поставить и минуты. А иногда за полчаса рождается целый номер. Подбор правильной музыки — это 70% успеха. Музыка — первый шаг, и если он будет сделан неправильно, двигаться будет некуда. Каждая твоя постановка должна быть лучше предыдущей. Повышение планки — это и есть процесс обучения.

Привет из Академии русского балета им. Вагановой Привет из Академии русского балета им. Вагановой

Опиши учебный день.

Каждый день у нас пять пар, которые длятся с 9:30 утра до 18:30 вечера. После учебы мы остаемся в залах и либо репетируем готовые постановки, либо сочиняем что-то, будучи в поисках нового движений, новой идеи, возможности раскрыть свою мысль. Потом прихожу домой и практически сразу вырубаюсь от усталости.

Где ты живешь?

Недавно переехала в новое общежитие, построенное специально для педагогического факультета. В комнате мы живем по двое. Само общежитие представляет собой трехэтажное здание с отдельными кухнями и залами для репетиций. Некоторое время снимала квартиру вместе с подругами. Но так как с бюджетников взимается минимальная плата за проживание, решила переехать в общежитие.

Чем отличается жизнь в Санкт-Петербурге?

Абсолютно всем. Когда я приезжаю в Бишкек, то уделяю все свое время семье и друзьям. Бишкек — мой родной город, и это чувствуется во всем. Я понимаю, что если выйду куда-нибудь, то никогда не останусь одна. В Питере же чувствуешь себя никому не нужной, но это ничуть не расстраивает. Здесь все внимание направлено на саморазвитие и учебу. Иногда я выбираюсь на прогулки, исследую город, посещаю музеи и театры.

Привет из Академии русского балета им. ВагановойПривет из Академии русского балета им. Вагановой

Довольна ли ты своей базой?

Определенно да. На самом деле, ее формирование происходит именно сейчас. У меня пока нет своего почерка и стиля. На построение стилистики большое влияние оказывают педагоги. К 3-4 курсы приходит понимание в каком направлении, тебе комфортнее и приятнее работать. Я знаю, что в будущем придется работать с артистами, которые тебе не очень нравятся, или с музыкой не по душе, — это называется профессионализмом. Самокритичность — неотъемлемая часть балетмейстера. На пути к самосовершенствованию каждый должен набить свои шишки и наступить на грабли.

Чувствовала ли ты разницу в подготовке с другими студентами?

Особой разницы в уровнях не было. Но половина нашего факультета уже успели поработать и набраться опыта. Я же ничего не знала о балетмейстерском мастерстве. Но уже к концу первого курса набралась, посмотрела, научилась. Сейчас не чувствую никакой разницы. Ко второму курсу ты уже знаешь, как работает система, в каком порядке ты будешь двигаться, что от тебя требуется. Если на первом ищешь в слепую, тыкая пальцем в небо, то на втором делаешь осознанно.

Сейчас я понимаю, какие усилия мне надо приложить для достижения своей цели.
Моя самая последняя мечта из двадцати трех — остаться в истории искусства. Звучит бредово, но я не хочу отказываться от нее. Сейчас много хореографов пытаются редактировать старые постановки, но лучше классических версий ничего нет. Я бы тоже хотела создать что-то в таком плане. Правильно поставленные задачи помогают достигнуть целей. Если ты неправильно выбрал учреждение и потратил впустую четыре года, то зачем? Время — самый невосполнимый ценный ресурс. Если упустишь момент, может быть поздно.

Автор статьи peoplekg

Каково быть веганом в Бишкеке?