in

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

Основатель этно-бренда SHERDEN Миррахим Опош — философ по образованию, дизайнер по натуре. Бренд создает мужские коллекции в стиле этно-милитари и этно-кэжуал. По словам дизайнера, SHERDEN одухотворяется высшей энергией и воодушевлен эпосом «Манас». Разговариваем о вдохновении, стереотипах и о том, для чего необходимо сохранять национальную айдентику.

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

О первой коллекции

Первая коллекция включала более 20 рубашек из высококачественных натуральных тканей. Презентация состоялась в 2013 году в рамках фестиваля ремесленников «Оймо». Тогда я не знал ничего о ценообразовании и продажах — мне было важнее реализовать свою идею и выразить внутреннее творческое состояние. Эйфория от мысли, что мы выпустили коллекцию прошла, и пришлось думать, как бы это все реализовывать. Кажется, из этой коллекции я продал только 2 рубашки. Первый показ полноценной коллекции из 17 образов прошел в 2014 году в Душанбе.

О ценах

Стоимость формируется из расходов на материал, аренду и работу. В этом году хочу тщательнее продумать вопрос цены, учитывая все мелкие траты. Моя целевая аудитория — платежеспособные люди, поэтому они не почувствуют значительной разницы. Многие, наоборот, удивляются низкой стоимости коллекций. Смотрите, фабричная рубашка турецкого пошива стоит около 2000 сом, а наши от 1700. Верхняя одежда из натуральных материалов от 7000 сом. Думаю, что цены вполне конкурентоспособные. Тем более мой сегмент на 80% состоит из мужской одежды в этническом стиле — на нашем рынке нет подобных предложений.

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

О реакции

Люди готовы покупать: 50% коллекций мы продаем за рубежом, 50% в Кыргызстане. Конечно, не все понимают стилистику бренда, — для многих этнический стиль далек от повседневности. Некоторые полагают, что наши вещи создаются только для эксцентричной творческой публики. У нас развит жесткий стереотип в плане понимания традиционной одежды. Но этно может быть удобно и практично.

Неважно, хотим или нет, мы вовлечены в процесс глобализации, которая влияет на наше видение и мировоззрение. В таких условиях необходимо сохранять национальную айдентику и ценить свои корни.

О вдохновении

Не думаю, что страдаю отсутствием музы, потому что порою даже не высыпаюсь от прилива идей. В скором времени хочу внести в коллекции элементы Древнего Востока, Персии, Китая и Индии. Меня вдохновляет история всех стран и народов. Мои кумиры — это Манас, Барсбек, Алманбет, Бакай и Махатма Ганди. Из местных дизайнеров импонирует творчество Татьяны Воротниковой и Жумагуль Сариевой. Из зарубежных очень нравится дом моды Dior, особенно с приходом Марии Грации Кьюри.

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

Часто ли покупают вашу одежду для подарков?

В основном берут целенаправленно для себя. Но я изначально понимал, что не все готовы позволить себе подобный дизайн — не из-за денег, а в плане сознания. Наши привыкли к классическому строгому стилю в сдержанных тонах. Многие пишут, восхищаются, но сами носить не готовы. Стереотипное восприятие мужского образа некоторых наших граждан влияет на общество в целом.

Планировали ли сломать эти самые стереотипы?

Конечно, и, по-моему, у нас неплохо получается. И дома, и за границей мне нравится носить колпак и рубашки-балахоны, затянутые ремнем. Поначалу было трудновато. С конца 90-х до примерно 2008 года у нас был космический стереотип, что если ты разговариваешь на кыргызском и носишь национальную одежду, то отстаешь от прогресса. После развала Союза люди жили в непонятном состоянии без понятия определенной цели и идеологии страны.

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

А сколько времени занимает создание одной коллекции?

В среднем полгода. Раньше мы отшивали коллекции вместе с мамой на ручной машинке. Сейчас у меня небольшая команда, состоящая из конструктора и дизайнера. Недавно понял, что бывает два типа дизайнеров одежды: те, которые хорошо рисуют, и кто не очень. Я отношусь ко второму типу. Доверяю своей команде на 100%. С конструктором Гулизой мы работаем с 2014 года. Я часто в разъездах и могу объяснить по телефону, как шить, куда вставить детали. Мы настолько понимаем друг друга с полуслова, что проблем в этом плане не бывает. Трудности возникают в техническом аспекте. Раньше у нас не выходило сшить желаемый воротник мужской рубашки, теперь же методом проб и ошибок я могу гарантировать хорошую посадку, прочный пошив и слаженную технику шитья.

Где вы обучались?

Удивительно, но нигде. Кажется, все это от мамы. Почти 10 лет изучал философию. За это время успел закончить бакалавриат, магистратуру и получить дополнительное образование в Москве, работал над кандидатской диссертацией, некоторое время преподавал, но потом затянуло в творчество. Поэтому начал самостоятельно изучать дизайн.

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

Расскажите тогда о детстве побольше.

Еще в детстве можно определить, к какому предмету лежит душа у ребенка. Моя натура проявилась в процессе становления личности — в возрасте 15 лет. С ранних лет мама учила меня ткачеству и плетению. А в 11 классе я, воодушевившись стилем барокко, начал рисовать изысканные женские наряды. Одновременно боролся с собственными тараканами, хотя никто и не говорил, что мой род деятельности не мужской и я не имею на это прав. Может, я так чувствовал себя из-за моральных устоев общества, которое диктует, что делать мужчинам, а чем должны заниматься женщины. Но рисунки с 11 класса так и не сохранились — я просто их сжег.

В детстве вас как то притесняли по этому поводу?

Нет, я вырос в таком обществе, где это было нормой, и никогда не выслушивал упреков. У меня демократичная семья, но при этом мы соблюдаем традиции и ценим кыргызскую культуру. Родители прививали свободу выбора, никто не выбирал за меня профессию, место учебы и работу, наоборот, всячески поддерживали. Каждое утро мама провожает меня благословением. В духовном плане это заряжает меня энергией и придает уверенности на целый день. Навыки и способности, переданные по наследству от предков, очень сильно влияют на потомков. Так, например, мой дед был ювелиром, бабушка умелой портнихой, а от мамы я получил не только знания шитья, но и врачевания — народной медицины.

От философии к дизайну: Миррахим Опош об этно-бренде SHERDEN

Я вырос в благоприятной среде, мне давалась большая свобода и я благодарен, что выбрал именно это направление профессии, которое в конце концов привело меня в творчество. Я не ограничиваюсь дизайном одежды, экспериментируя с дизайном интерьера и экстерьера.

Увлечение философией Древнего Китая и Ближнего Востока, изучение компаративистики Запада и Востока повлияли на стиль моего дизайна. Ткань, которую я использую для шитья одежды, напоминает по образу балахоны Дервишей. Думаю, каждую мелочь, вложенную в готовую вещь, можно прочувствовать духовно.

Вы больше выставляетесь на зарубежных рынках, нежели на местных. Почему?

Честно говоря, это был один из самых спорных вопросов, нерешаемый мной.


Автор статьи peoplekg

ЛГБТ, ала качуу, ограниченность — какие темы поднимают в короткометражном фильме Angustia

Привет из University of East Anglia